Реальность: новое измерение профориентации Январское путешествие в мир профессий

С 8-го по 10-е января 2016 года на базе нашего техникума проведено тестирование школьников города по программе «Профориентатор». Участниками проведенной акции стали 119 обучающихся из следующих образовательных организаций: МСОШ № 3, 15, 34, 37, 38, 9, 90, 25, 8, 18 и др.

Чем привлекателен компьютерный комплекс «Профориентатор» для школьников, студентов, родителей и даже работодателей?

Прежде всего, отметим, что современная профориентация требует очень серьёзной научной работы, его главная задача – помочь выбрать пути профессионального развития, соответствующее возможностям, интересам личности, сделать выбор из нескольких наиболее подходящих сценариев построения профессионального будущего.

Для профориентационной работы, с 2010 года на базе нашего техникума открыто региональное представительство Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва (сертификат № 201058439ДТ).

Центр в МГУ является разработчиком и единственным правообладателем компьютерного комплекса «Профориентатор», который получил поддержку для внедрения в образование от департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования РФ (письмо № 14-55-132 ин/15 от 06.02.03); Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ (письмо № 06-1506 от 12.09.2007); Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ (письмо № 107/05 от 25.02.2009).

В основе тестов комплекса «Профориентатор», положена новая концепция оценки, прогнозирования и измерения профессиональной ориентации - МИЛ, состоящая из следующих элементов:
Мотивация (система мотивов), то есть совокупность процессов, побуждающих человека к действию. В случае оценки мотивации несовершеннолетних речь скорее идёт об интересах: о тех видах деятельности, которые, скорее всего, придутся им больше по душе.
Интеллект (структура познавательных процессов), то есть совокупность различных умственных способностей человека, его потенциал к адаптации, развитию и изучению новой информации. В методиках Центра оцениваются такие факторы, как Зрительная Логика и Абстрактная Логика, Лексика (т.е. речевые способности) и Математические способности, и т.д. К примеру, люди с хорошим пространственным мышлением имеют серьёзные преимущества в профессии строителя, а обладающие сильной вербальной логикой – в профессиях из сферы юриспруденции, социального обслуживания.
Личность (личностные особенности), то есть совокупность личностных черт, качеств, индивидуальных особенностей характера и темперамента. Одному будет комфортнее усваивать информацию в одиночестве, другому – в процессе общения. Кто-то склонен в любой ситуации избегать конфликта и искать компромисс, а для других на первом месте стоит желание отстоять свои интересы.

Знание собственных МИЛов позволяет человеку адаптироваться в различных ситуациях и выбирать наиболее подходящие и перспективные направления учёбы и работы. В условиях постоянно меняющегося мира именно это знание может стать маяком, позволяющим всегда оставаться на плаву.

Таким образом, определены следующие преимущества использования комплекса «Профориентатор»:

  • комплекс сертифицирован и имеет свидетельство о государственной регистрации;
  • содержит нормы для разных возрастных групп, которые регулярно обновляются с учетом всероссийской выборки;
  • регулярно обновляется список современных профессий;
  • 2 раза в год тест проходит проверку на «качество», проводится анализ психометрических показателей методики в целом, подтверждается, что данный научный метод имеет доказанную и проверенную временем эффективность.

Как проходило тестирование и консультация?

Процедура компьютерного тестирования проводилась индивидуально со школьником, в комфортных условиях и занимала около 40-50 минут. После того, как результат тестирования был готов, учащийся, если пришёл с родителями, то вместе с ними, приглашался на профессиональное консультирование с профконсультантом и педагогом-психологом. По результатам тестирования консультация продолжалась еще 30 минут.

Результаты анализировались специалистом по трем блокам: интересы, способности, личностные качества. Они соотносятся между собой, обсуждаются преимущества и недостатки конкретных профессий, определяются приоритетные направления развития личности. Выдается письменное заключение с результатами теста и рекомендациями.

Консультант подробно отвечает на вопросы родителей и школьника, если требуется дополнительная консультация, назначается встреча в удобное время.

Насколько важно сегодня сделать правильный выбор профессии?

Этот вопрос важен для родителей, которые оплачивают образование ребенка и для самого школьника, ведь это выбор жизненного пути, направления развития, вектора применения своих способностей, воплощения своей мечты!

Родители же часто берут ответственность за выбор ребенка на себя, искренне желая ему счастья и успеха, но не принимают во внимание, что ошибка выбора повлечет за собой серьезные последствия для семьи в целом. Многие школьники не могут сделать самостоятельный и сознательный выбор профессии в силу слабого представления о себе, о своих возможностях, способностях, потребностях, личностных качествах, а также незнания самих профессий и возможностей обучения. Несогласованный выбор специальности грозит не только неудачей в обучении, утраченной уверенностью в себе и своих возможностях, но и потерянным временем, потраченными впустую ресурсами.

В каком возрасте можно пройти тестирование и оценить свои профессиональные возможности и способности?

Если родители заинтересованы в оптимальном развитии ребенка, то начинать профориентационное тестирование и консультирование можно с 7-го класса, когда профессиональные намерения и интересы еще очень размыты и неустойчивы. Приветствуется и более раннее тестирование, с 5-6 классов. Возможность разобраться в своих достоинствах и слабых сторонах, интересах и возможностях интеллекта поможет сфокусировать представление о себе и осознанно подойти к выбору профильного обучения в школе.

В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» работает сектор нейропсихологии отдела профориентации, где специалисты проводят нейропсихологическую диагностику детей и подростков 5-12 лет. Занятия направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции, динамических характеристик психической деятельности и повышения уровня познавательных способностей. Приобретённые умения и навыки являются универсальными и сохраняются на всю жизнь, что позволяет с успехом использовать их в дальнейшем. Это расширяет возможности выбора профессии в будущем.

Специалисты рекомендуют повторять тестирование один раз в год, ведь школьник постоянно развивается, растет его интеллект, меняется личность, кристаллизуется характер.

В каких случаях нужна дополнительная консультация Педагога-психолога?

В ходе ознакомления с результатами тестирования у школьников и их родителей возникают запросы на дополнительную консультацию.

Например, у ребенка ярко выражены интеллектуальные способности к математике, абстрактной логике, но при этом отсутствует интерес к этой области из-за нелюбви к школьному предмету. Это становится серьезным препятствием к выбору профессии, в которой можно реализовать свой интеллектуальный потенциал. Или наоборот, показатели способностей средние или ниже среднего, а желания, запросы - высокие.

Если выявляются проблемы с внимательностью, высокой импульсивностью и эмоциональностью, вопрос о том, как исправить ситуацию, приводит родителей и школьников на консультацию к психологу, который может дать рекомендации и о том, как поддержать желание школьника к интересующей его сфере деятельности? Конечно, психолог ничего не решает за человека. Его помощь заключается в расширении «поля зрения», вариантов нахождения собственных ответов на свои вопросы, определения подходящих способов поведения для принятия решений.

Во время индивидуального тестирования в нашем техникуме применяется диагностический комплекс Effecton Studio «Психология образования» в сетевой версии. Тестирование выполняется с применением научно-обоснованных методик. Одновременно можно проводить тестирование на 10 компьютерах.

Комплекс учитывает различные аспекты психологического сопровождения учебного процесса в образовательной организации, позволяет исследовать познавательные процессы, личность, состояния, отношения. В него включены развивающие и профориентационные методики.

Для младшего школьного возраста рекомендуются игровые тесты (пакет «Зоопарк»). В подростковом и юношеском возрасте для развития свойств внимания, памяти, мышления предназначен пакет тестов и игровых упражнений. С помощью этих тестов, тренируются и развиваются познавательные способности подростков.

Таким образом, на сегодняшний день в Златоустовском техникуме технологий и экономики внедрена новая система профориентационного измерения, на вооружении которой стоит тест-лидер, получивший наивысшие баллы по результатам оценки системой экспертизы МОНЭКС (Многокритериальная ОНлайн-ЭКСпертиза) - комплекс «Профориентатор» Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова и комплекс Effecton Studio «Психология образования».

Именно они сделали интересным и увлекательным январское путешествие в мир профессий для всех подростков, которые побывали в нашем техникуме.

Ханова Т.Р., руководитель технологического отделения,
профконсультант,
Гильманова Р.К., педагог-психолог