Понедельник – день тяжелый

По программе «Уроки этики средствами кино» учащиеся Златоустовского техникума технологий и экономики занимаются с 2012 года. Раз в четыре месяца они смотрят и обсуждают «другое кино» - не модное, не развлекательное, порой даже не цветное, но «с человеческим лицом», то есть про человека, его проблемы, его чувства, его выбор, который каждый делает ежедневно. Если я промолчу, покривлю душой - угадаю, чего от меня ждут и скажу это, или отойду в сторону, потому что зачем нарываться? – мне будет за это то-то и то-то. А если наоборот - как принц Гамлет скажу правду, «брошусь в бой» - за это мне будет тоже то-то и то-то, но уже совсем другое. Часто, даже не задумываясь, человек делает шаг вправо или влево. Но этот шаг определяет судьбу. Вот «другое кино» и открывает вступающему в жизнь человеку такие нехитрые, но важные истины.

30 октября в актовом зале техникума собрались все три отделения на просмотр старого советского фильма «Доживем до понедельника», «засмотренного» предыдущими поколениями «до дыр», а нынешним совсем не известного.

Кино про школу. Про 9-й класс, про учителя истории, которого обожают, потому что у него на уроках интересно, потому что он не читает морали, не унижает человеческого достоинства, но может так сыронизировать над забывшимся остряком, что это подействует сильнее, чем окрик. Илья Семенович знает литературу, поэзию, а главное - понимает ребячью психологию.

Кино про молодую учительницу английского языка с огромными лучистыми глазами, выпускницу этой школы, ученицу Ильи Семеновича.

Про Светлану Михайловну, которая ведет русский и литературу, и всю жизнь отдала школе, и всегда знает, как надо, что правильно, что не правильно, и без устали воспитывает и воспитывает учеников, но таким «прямым текстом», что почему-то все ее правильные слова отлетают от них, как теннисный шарик от стенки.

И, конечно, кино про сам класс, где есть настоящий любовный треугольник. Она и двое ее рыцарей. Она – самая красивая девочка в классе Рита Черкасова. Один из рыцарей, которому повезло, красавчик Батищев: строен, высок, остроумен, но циник. Правда, еще не совсем законченный. Второй рыцарь – Генка Шестопал. Мальчишка с грустными глазами. Может быть, самый умный в классе. Он умеет думать, пишет по-настоящему хорошие стихи, и, как говорит про него одноклассница: «Шестопал – честный». Но Генке не повезло. Он маленького роста. И Рита, когда они волею обстоятельств остаются одни в большом спортивном зале, где гулкое эхо усиливает и продляет каждую сказанную фразу, говорит ему: «Не думай, Геночка, что я растаяла от твоих стихов. Ничего у нас с тобой не получится, потому что я была такой, как ты, еще в седьмом классе».

Можно сказать, что Генка Шестопал – альтер эго (то есть, второе «я») Ильи Семеновича. Потому что, сам того не подозревая, «делает жизнь с него». И Генкина несчастная любовь, как в зеркале, отражается в несчастно-счастливой, последней, а потому самой сильной любви Ильи Семеновича.

Учительница английского, Надежда Сергеевна, была влюблена в Илью Семеновича еще в старших классах. И теперь, вернувшись в школу и встретившись с ним уже в качестве коллеги, она понимает, что нет для нее на свете никого, кто будет лучше, чем он - добрый, сильный, умный, талантливый. Но ему 46, а ей 23. И он не может себе позволить переступить через возрастной барьер. А она может. Потому что, как доказывал Николай Бердяев, «любовь – это ощущение личности, мистическое проникновение в личность другого, равного тебе, «как твой брат или сестра по Отцу Небесному». На бытовом языке про это говорят проще: «настоящие браки совершаются на Небесах». И, глядя на Илью Семеновича и Наталью Сергеевну, гуляющих по вечернему городу, зритель, это чувствует, может быть, отчетливее, чем сами герои.

В общем, этот фильм про школу оказывается фильмом о любви. И, конечно, о попытке разобраться в том, что такое счастье.

Вольную тему для сочинения «Мое представление о счастье» дает своим ученикам Светлана Михайловна. «Разве может быть счастье на оценку?» - спрашивает Надежда Сергеевна Илью Семеновича у дверей 9Б, который в это время пишет сочинение. Илья Семенович ничего не отвечает.

Но, между тем, именно его можно назвать счастливым человеком. Даже, несмотря на то, что он говорит про себя директору школы достаточно страшную фразу: «Тебя устраивает учитель, который перестал быть учителем?». Это – не просто усталость. Психологи называют это душевным кризисом, у которого, помимо личной, много других причин. Понять их – значит понять, как трудно иногда быть на земле человеком. Потому что только человек, а не «травоядное» умеет спрашивать с себя больше, чем с других.

Одна из причин – встреча Ильи Семеновича с бывшим любимцем Борей Рудницким. Этот Боря обзавелся «статусом»: машина с личным водителем, загранкомандировки от приличного ведомства, и, разумеется, приличная зарплата. Но, когда этот везунчик говорит Илье Семеновичу о том, что ему жаль, что тот прозябает в средней школе и что его можно было бы использовать с большим КПД, учитель получает, будто удар под дых. Потому что всегда учил тому, что «использовать» людей нельзя, что их надо уважать и беречь. «Вот так - сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает лебеда с чертополохом», - рождаются грустные мысли. Наверное, так же, как и Высоцкий, Илья Семенович не любит «уверенности сытой: уж лучше путь откажут тормоза...»

И они у него отказывают, когда при всех он отчитывает учительницу начальных классов за то, что та не знает, что в русском языке нет глагола – «ложить».

А потом причин для недовольства и стыда перед собой у Ильи Семеновича становится все больше. Пожалев мать двоечника, он ставит тройку ее сынку, отец которого потомственный алкоголик, наверно, бросил их давным-давно. Но еще хуже, что ему, учителю истории, придется учить ребят по новому учебнику, где наша бедная история в очередной раз переписывается теми, кто держит нос по ветру, стараясь угодить идеологам власти и вовремя преподнести то, «чего они изволят». «Бумага все стерпит, но души-то у нас и у ребят не бумажные!», - почти кричит Илья Семенович в кабинете директора школы. И аргументы директора по поводу того, что принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься, для него не аргументы. Потому что принципы (порядочность, честность, чувство долга, совесть) - «не шашлык, не витамин Б-12, не грелка, и некоторые чудаки ради них жертвуют обедом, а иногда цена подороже...».

В общем, сложная штука жизнь. И каждый в ней иногда много дров может наломать. Но главное, всё-таки не в том, чтобы не делать ошибок, а в том, чтобы уметь признаться в них самому себе и иметь мужество исправить.

Илья Семенович и Наталья Сергеевна это умеют. Обидев учительницу начальных классов публично, он публично приносит ей извинения. А Наталья Сергеевна, понимая, что зря накричала на ребят, которые в знак протеста не явились к ней на урок, говорит им, что сама была не права, «хотя они – тоже порядочные свинтусы».

А вот учительницу литературы счастливой не назовешь. Особенно после того, как Генка Шестопал взял да и сжег все сочинения 9Б, написанные про счастье. Это произошло после того, когда Светлана Михайловна на весь класс стыдила Надю Огарышеву за то, что свое сочинение она написала слишком откровенно. Написала, что мечтает, чтобы у нее родились две девочки и два мальчика, чтобы росли они, помогая друг другу, а когда старшие вырастут и уедут, с родителями останутся младшие, и в доме всегда будет жить счастье. «Как ты можешь!» - возмущалась Светлана Михайловна, - «ведь в классе мальчики!».

Именно тогда Генка понял, что над теми, кто писал откровенно, будут смеяться, а те, кто писал по принципу «У 2» - угадать и угодить - с аккуратными цитаточками из книжек и чужими мыслями, получат пятерки. И показалось всё это ему ужасно несправедливо. Тогда он и решил, что «всё счастье 9 Б», лучше просто сжечь. А в качестве объяснения оставить свои стихи про синицу в руках и Журавля небе, и про то, что «дураки останутся в дураках»

Светлана Михайловна была вне себя. «Это кто дураки?» - кричала она Илье Семеновичу. «В данном случае мы с вами» - ответил ей мудрый учитель, - «но у нас еще есть шанс доказать, что мы лучше, чем о нас думают». «Это кому я должна доказывать? Им?!»

Ну, разве можно назвать счастливой учительницу, которая всю жизнь проработав в школе, так и не поняла, что в учениках надо уважать личность, что учителю литературы про писателя не достаточно знать пятнадцать строчек из учебника и двадцать из какой-нибудь монографии, что по поводу изучаемого произведения надо иметь собственные мысли и чувства и уметь показать, что классика потому и классика, что объясняет сегодняшний день. Только тогда можно стать интересной своим ученикам. Но для этого на каждом уроке надо сдавать экзамен на личностную состоятельность и нравственную безупречность. А если ты не можешь сдать этот экзамен, то тогда действительно лучше заниматься другим ремеслом. Сам Генка Шестопал тоже писал про счастье. Но в его сочинении было только одно предложение: «Счастье – это когда тебя понимают».

Так просто и так трудно – понять другого человека. Услышать и расслышать. Кажется, такая малость, но от нее зависит наша жизнь, потому что из-за непонимания всё зло - от ссор до войн, а от понимания – мир и любовь.

Полвека прошло с выхода этого фильма. А его режиссер Станислав Ростоцкий как будто и сегодня спрашивает нас: «А вы? Вы доживете до своего Понедельника? И каким он будет ваш Понедельник, который наступит завтра?»


И. Ликинская,
автор и ведущая программы «Уроки этики средствами кино»